УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
________ Тарасевич Л.З.
«01» сентября 2016 г.
Положение
о Совете по профориентации
ГУО «Бобруйская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
1.Общие положения
1.1. Совет профориентации создаётся в целях комплексной психолого-педагогической подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии.
1.2. Основная задача Совета по профориентации - систематическое педагогическое руководство процессом выбора учащимися профессии и подготовки их к труду, целенаправленная ориентация на изучение профессий, формирование положительного отношения обучающихся к рабочим профессиям.
1.3. Совет проводит работу на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь 2014 г., инструктивно-методического письма Министерства образования «О проведении профориентационной работы в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в 2012/2013 учебном году» и других локальных документов.
1.4. В состав Совета профориентации входят:
- директор школы;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- библиотекарь;
- медицинский работник;
- учителя трудового обучения;
- педагог, который проводит факультативные занятия «Мое профессиональное будущее»;
- воспитатели и классные руководители выпускных классов.
В работе Совета могут принимать участие председатель профсоюзного комитета, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования – руководители кружков, учителя - дефектологи и другие.
1.5. Совет назначается приказом директора и отчитывается о своей деятельности не реже одного раза в год (май).
1.6. Совет проводит свои заседания по мере необходимости. На заседаниях обсуждается состояние профориентационной работы, заслушивается информация членов Совета о проделанной работе, медработника, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря; анализируются итоги трудоустройства выпускников и другие текущие вопросы, связанные с профориентацией и консультацией обучающихся.
2. Основные функции
2.1. Создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников школы-интерната в отношении выбора дальнейшего профессионального обучения.
2.2. Изучение спроса и потребностей обучающихся по информационной работе и самоопределению.
2.3. Организация встреч со специалистами службы занятости, представителями профессий – работниками предприятий и учреждений города, студентами и выпускниками профессиональных, средних и высших учебных заведений, работодателями, представителями ТПУЗов, ССУЗов, Бобруйска в целях профессиональной ориентации.
2.4. Организация профессиональных консультаций через сотрудничество с учреждениями профессионального, среднего специального и высшего образования.
2.5.Ежемесячное обновление стендов визуальной информации и предоставление материалов в школьную газету и на сайт учреждения образования.
2.6.Координация работы воспитателей и классных руководителей по вопросам профориентации.
3. Распределение основных функций
3.1. На Совет профориентации возлагается:
- организация в учреждении образования уголка профориентации и систематическое обновление его материалов;
- регулярное участие членов Совета, учителей, воспитателей, классных руководителей в проведении методической работы и распространении передового опыта;
- организация выставок, наглядных средств профинформации для ознакомления учащихся с профтехническими, средними специальными и высшими учебными заведениями;
- систематическое освещение в школьном журнале и на сайте учреждения образования результатов деятельности по профориентации;
- организация и проведение для учащихся лекций, докладов, бесед, экскурсий;
- организация и проведение общешкольных мероприятий совместно с учебными заведениями;
- организация регулярного опроса учащихся с целью выявления их профессиональных намерений и их мотивации;
- представление анализа о работе Совета по профессиональной ориентации за учебный год.
3.2.Задачи
3.2.1. Председатель Совета по организации профориентационной работы:
- руководство постоянно действующим Советом по профессиональной ориентации на основе действующих нормативных документов Республики Беларусь и других локальных документов;
- обновление состава Совета и представление его на утверждение педагогического совета школы в начале каждого учебного года;
- подведение итогов и анализ профориентации, планирование дальнейшей работы Совета на новый учебный год;
- анализ итогов работы, включая поступление в учебные заведения и первичного трудоустройства, с целью дальнейшего совершенствования системы профориентационной работы в школе.
3.2.2 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- координация профориентационной работы школы и учреждений культуры, детских воспитательных учреждений и общественности /педагог-организатор, воспитатель, социальный педагог, библиотекарь, педагог- психолог/;
- внедрение в практику работы педагогического коллектива передового опыта профориентационной работы во внеурочное время /педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, руководители методических объединений, воспитатели /;
- устанавление деловых отношений с профессионально-техническими и средними-специальными учебными заведениями в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся школы-интерната.
- координация деятельности лиц, привлеченных к руководству внеклассной профориентационной работой /руководители методических объединений/;
- обсуждение возможностей использования различных форм внеурочной деятельности в профориентационной работе /классные руководители, учителя/;
- планирование профориентационной работы во внеурочное время /воспитатель, классные руководители, библиотекарь/;
- оценка эффективности профориентационной работы во внеурочное время /руководитель методического объединения/;
- распределение и внедрение в практику работы школы передового опыта профориентационной работы /педагог-профориентолог, педагог- психолог, социальный педагог, классные руководители, руководители методических объединений/;
- координация деятельности учителей-предметников /руководители методических объединений/;
- координация деятельности руководителей дополнительного образования /заместитель директора по учебно-воспитательной работе/;
- анализ эффективности использования профориентационных возможностей учебных предметов /классные руководители, учителя/;
- планирование профориентационной работы в образовательном процессе /учителя/;
- определение профориентационных возможностей учебных предметов, факультативных занятий /учителя/;
- оценка эффективности профориентационной работы в образовательном процессе /учителя/.
3.2.4 Социальный педагог:
- участие в проведении общешкольных профориентационных мероприятий;
- установление деловых отношений с учреждениями дополнительного образования, профессиональными учебными заведениями в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся;
- участие в работе инициативной группы Совета профориентации;
- содействие совместно с воспитателем, классным руководителем и педагогом-психологом развитию интересов и склонностей детей
- организует работу по реализации тех мероприятий, которые связаны с участием людей, не входящих в штат интерната;
- организует консультации медицинских работников с воспитанниками по проблеме профессиональной пригодности к той или иной профессии в зависимости от состояния здоровья, доводит рекомендации медицинских работников до воспитателей;
- обеспечивает социально-педагогическую поддержку нуждающихся детей, особенно детей группы риска, в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- проводит информационно-просветительскую работу, знакомит детей с миром профессий;
- устанавливает связь с учебными заведениями, на которые профессионально сориентированы воспитанники;
- формирует у воспитанников социально необходимые знания для правильного профессионального выбора и успешной трудовой деятельности воспитанников;
- формирует у школьников группы риска адекватную самооценку;
- налаживает и поддерживает сотрудничество с районным центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
- оформляет документацию для поступления выпускников в учебные заведения;
- организует постинтернатное сопровождение выпускников.
3.2.5 Педагог-психолог:
- знакомить учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
- развивать мотивацию самопознания, побуждать учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
- оказывать содействие социальному становлению старшеклассников;
- проводить коррекцию некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации;
- изучать воспитанников, делить их на группы в зависимости от уровня сформированности способности к самоопределению;
- изучать профессиональные и личные интересы, направленность юношей и девушек;
- проводить подбор диагностических методик, выявляющих
профессиональные и личностные способности воспитанников;
- проводить психолого-педагогическое консультирование учащихся;
- проводить консультирование воспитателей по профориентации учащихся и психологическое просвещение педагогов на тему выбора профессии учащимися;
- осуществлять мониторинг готовности учащихся к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;
- проводить факультативные и тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- способствовать формированию у школьников адекватной самооценки и положительной Я-концепции;
- оказывать помощь воспитателю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- подбирать и разрабатывать комплекс профессиональных и
социальных проб;
- обеспечивать психологическую поддержку детей, имеющих особые индивидуальные проблемы и трудности в самоопределении.
3.2.6 Воспитатель:
- организует работу по трудовому и профессиональному воспитанию с воспитанниками своей группы;
- координирует и направляет работу по формированию способности детей-сирот к профессиональному и личностному самоопределению;
- глубоко и всесторонне изучает формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением портфолио школьника;
- на основе изучения личности учащихся проводит целенаправленную профориентационную работу в группе;
- проводит анкетирование учащихся с целью выявления их профессиональных предпочтений и жизненных планов;
- контролирует заполнение портфолио на каждого воспитанника группы. обеспечивает посещение всеми учащимися группы профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями;
- дает первичную информацию о ребенке или группе детей, с
которыми необходимо организовать работу, педагогу-психологу и социальному педагогу;
- проводит первичные опросы воспитанников;
- выявляет уровень сформированности способности ребенка к самоопределению (на основе наблюдений и обобщения независимых характеристик);
- определяет основные этапы, направления и формы работы со всеми детьми, отдельными группами и воспитанниками на основе полной диагностики;
- организует работу, связанную с развитием интересов и склонностей детей;
- обеспечивает реализацию общих и индивидуальных планов и программ по формированию способности к самоопределению.
3.2.7 Классный руководитель:
- глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей;
- проведение целенаправленной профориентационной работы по определенной программе во время классных часов, экскурсий на основе изучения личности учащегося;
- вовлечение учащихся во все профориентационные мероприятия, проводимые школой.
3.2.8. Учитель-предметник:
- предусмотреть в календарно-тематических планах ознакомление учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
- сообщать учащимся определенное количество знаний о наиболее массовых профессиях, раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессии;
- обеспечивать профориентационную направленность уроков, формировать у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;
- формировать интерес к различным областям знаний;
- стимулировать учащегося к более глубокому и серьезному изучению той или иной науки;
- способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
- составлять профессиографические карточки по учебным предметам;
- информировать учащихся об учебных заведениях, профилирующих учебных предметах, сроках обучения; сообщает о профессиях, связанных с читаемым курсом;
- способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;
- использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы;
- ознакомление учащихся с профессиями предприятий района (города) в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
- изучение и развитие интересов, склонностей и способностей каждого учащегося;
- включение профориентационной тематики в оформление учебных кабинетов; проведение на уроках литературы сочинений на тему выбора профессии;
- организация регулярных просмотров научно-популярных кино-видеофильмов, показывающих применение достижений науки в производстве.
3.2.9 Библиотекарь школы:
- систематический подбор литературы в помощь учителям и учащимся по выбору профессии /по годам обучения/;
- изучение читательских интересов учащихся и оказание им помощи в подборе литературы, помогающей в выборе профессии;
- организация книжных выставок и читательских диспутов-конференций на темы выбора профессии;
- оказание помощи заведующему кабинетом (уголком) профориентации в сборе и систематизации методических материалов, справочных данных о потребностях района в кадрах и других вспомогательных материалов для школьного кабинета (уголка) профориентации /фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий и др./
3.2.10 Педагог-организатор:
- проводить ознакомление учащихся с профессиями предприятий района во внеурочной деятельности;
- организовывать участие учащихся в проведении общешкольных профориентационных мероприятий;
- оказывать помощь воспитателям и классным руководителям в изучении интересов и склонностей учащихся через проведение часов информирования и классных часов. организовывать творческие конкурсы для учащихся;
- организовывать концерты и выставки творческих работ с участием воспитанников - членов кружков;
- организовывать профессиональные пробы;
- организовывать работу школьного самоуправления, в том числе школьного кафе, банка, компьютерного клуба, школьной газеты, работу вожатых и «Школы лидеров».
3.2.11 Медицинский работник:
Медико-профконсультационная работа может включать в себя следующие направления:
- Совместно с педагогами подведение итогов систематической работы по формированию у учащихся профессиональных интересов в соответствии с состоянием здоровья.
- Изучение влияния производственной среды и условий трудового обучения в школьных мастерских на организм учащихся.
- Проведение медицинского освидетельствования учащихся с участием врачей-специалистов для выявления отклонений в состоянии здоровья и аномалий развития, ограничивающих их профессиональную пригодность.
- Составление заключений о профессиональной пригодности учащихся по состоянию здоровья к избранному профилю обучения.
- Проведение врачебной консультации для оказания помощи школьникам в выборе профессии.
- Просвещение учащихся и педагогов по медицинским вопросам профессиональной ориентации. ведут мониторинг антропометрических характеристик и состояния здоровья воспитанников;
- Способствуют формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
- Проводят с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- Организуют консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- Оказывают помощь воспитателю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
3.2.12 Учителя дефектологи:
- своевременная коррекционная работа с воспитанниками
организация психолого-педагогического сопровождения взросления воспитанников.
- Руководители кружка:
- проводит профориентационную работу, организует работу по трудовому и профессиональному воспитанию в объединении по интересам;
- организует работу, связанную с развитием интересов и склонностей детей;
- сообщает учащимся определенное количество знаний о профессиях, раскрывает социальные, экономические и психологические стороны профессий;
- способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- организует для учащихся профессиональные пробы в соответствии с направленностью кружка, объединения по интересам;
- в конце каждой четверти заполняет портфолио всех учащихся, которые занимаются в данном кружке.