Самодиагностика родительского отношения к детям
Модификация опросника В.В. Столина и А. Я. Варги.
ИНСТРУКЦИЯ
Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
9. Я разделяю увлечения своего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем своего ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
При подсчете учитывается ответ "верно", обведенный в бланке кружочком.
При массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип "авторитарной гиперсоциализации", который коррелирует с "отвержением ребенка", его "социальной нежелательностью" и "отсутствием кооперации".
КЛЮЧ: .2, 4, 5, 8, 10, 11, 12 - диагностируются три указанные типа родительского отношения.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Вы пристально следите за достижениями своего ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как "личность".